Абхазский театр в Москве
В разгар московского театрального сезона, впервые за последние 17 лет в столице России, свои спектакли представил Абхазский государственный драматический театр им. С.Чанба. 25 октября на сцене Российского академического молодежного театра, который находится в центре Москвы на Театральной площади, показаны два одноактных спектакля: «Махаз» по повести Фазиля Искандера и «Гуарапский писарь» по произведениям Михаила Бгажба. Теперь театр выступил от имени признанного Россией государства Республика Абхазия в рамках Международного театрального фестиваля «Сезон Станиславского». Спектакль прошел при полном зале и имел большой успех. Зрители, среди которых были не только представители абхазской диаспоры, но и много москвичей (спектакль шел с синхронным переводом), после окончания долго не отпускали актеров, крича «браво». С восторгом зрители приняли автора «Махаза» писателя Фазиля Искандера, который присутствовал на спектакле. Также в зрительном зале находились Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Абхазия в РФ Игорь Ахба, заместитель Директора Департамента 4 ДСНГ МИД РФ Алексей Павловский, представители мэрии Москвы, известные театральные критики и режиссеры. Национальный абхазский профессиональный театр был создан в 1931 году в Сухуме московским режиссером Василием Домогаровым. (С 1921 года в республике действовал передвижной театр, созданный народным поэтом Абхазии Дмитрием Гулиа). Пережив сложные перипетии становления в сталинскую эпоху, театр сумел утвердить себя как высоко профессиональный драматический коллектив с богатым репертуаром. С 1983 года труппу возглавляет режиссёр Валерий Кове, окончивший ГИТИС (ныне РАТИ) в 1979 году. Его силами и талантом афиша театра обогатилась спектаклями «Горе от ума» Грибоедова, «Жизнь есть сон» Кальдерона, «Юлий Цезарь» Шекспира, «Кьоджинские перепалки» Гольдони, «Махаз» Искандера, «Самоубийца» Эрдмана и другими. Многие из этих постановок живут на сцене театра до сих пор. Период грузино-абхазского военного конфликта 1992-93 года актеры театра пережили, защищая родную землю. О том, что закончилась война, они узнали 30 сентября в Ленинграде на сцене БДТ, когда играли «Махаз», чудом выехав на московско-ленинградские гастроли. «Исповедуя эстетику «бедного театра», режиссер В. Кове выстраивает действие в символических декорациях, опираясь на богатую палитру актерского преображения. Это непривычный, экзотический мир предметов, слов, обычаев и традиций. Режиссер интерпретировал опыт своих предков, превратив наивный мир, увиденный глазами крестьянина, в мифологический мир, в котором чудо так же реально, как и восход солнца. На глазах зрителя литературный текст Фазиля Искандера перевоплощается в сценический текст Валерия Кове. Яркий и сочный абхазский юмор, сквозящий в каждой сцене, доказывает, что жизнь Человека – это главное искусство» - говорится в пресс-релизе.